Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Что такое половик?

ИСТОРИЯ ПОЛОВИКА


Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.


У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.


Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.


Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики.


ПОЛОВИК КАК ОБЕРЕГ


Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:


Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.


Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния. Вход и выход из жилища уже в древности имел сакральный характер, освещенный ритуальными действиями и словами. В повседневной жизни с порогом связывалось множество запретов:


- не разрешалось садиться или наступать на порог;


- здороваться или разговаривать через него;


- передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей;


- по украинским приметам, нельзя есть на пороге, иначе люди будут сплетничать;


- нельзя переливать через порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота;


- запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты;


- нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты;


- если рубить что-нибудь на пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у порога;


- нахождение на пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».


Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:


Домовик-домовик,


Я плету половик –


Нити с севера на юг.


Не блуждай во тьме, мой друг. 


В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.


В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.

Нет комментариев
Добавить комментарий